(принята
постановлением Главы Администрации области от
15.06.1998 года № 241 “О концепции развития
образования в Астраханской области”)
Концепция развития образования в
Астраханской области (далее - концепция) является
теоретическим документом, описывающим
стратегию, основные направления, задачи и цели
совершенствования деятельности учебных
заведений, входящих в образовательную систему
региона, и позволяющим получить намеченные
результаты.
Основные проблемы развития образования
В общем образовании:
- неопределенность целей и приоритетов
образования и воспитания;
- недостаток средств на поддержание и развитие
учебного процесса, особенно в сельской школе;
- низкая оплата труда работников образования и
нерегулярность выплат;
- перегруженность учебной недели;
- устаревшее содержание образования;
- отсутствие условий для дифференцированного
обучения в массовой школе;
- недостаточные школьные знания по экономике и
праву, экологии, основам безопасности
жизнедеятельности;
- отсутствие доступа молодежи к современным
каналам информации.
В профессиональном образовании:
- несоответствие направлений профессиональной
подготовки потребностям экономики и социальной
сферы, спросу населения;
- преобладание отраслевого характера структуры
образования, ориентированного на
государственные предприятия и производственные
сферы экономики;
- высокая доля учебных заведений федеральной
собственности;
- не заинтересованность работодателей всех форм
собственности в решении проблем
профессионального образования;
- несбалансированность структур начального,
среднего, высшего, послевузовского и
дополнительного профессионального образования,
их несоответствие научно-техническому
прогрессу;
- отсутствие разнообразия специальностей и
специализаций, слабая ориентация на новые рынки
труда в соответствии с развитием региона (сфера
услуг, торговля, бизнес, фермерство,
международные связи, международный и российский
туризм, международный и российский транспорт);
- экономическая неэффективность системы
профессионального образования (слабая
интеграция учебных заведений различных ступеней
образования, дублирование образовательных
программ).
- Астраханской области
За счет финансирования из средств
консолидированного бюджета обеспечить
нормативное содержание образовательного
процесса в учебных заведениях.
Установить региональные надбавки
работникам образования, доведя их до средней
оплаты труда в сфере материального производства.
Установить региональные надбавки к
пенсиям работникам образования - до 75% от
совокупной зарплаты за последние три года
работы.
Восстановить полноценную работу
системы повышения квалификации учителей,
преподавателей, предусматривающую их
переподготовку один раз в пять лет.
Восстановить материальную базу,
лучшие формы и методы воспитательной работы
российской школы, способствующие развитию таких
личностных качеств детей, как общечеловеческие
ценности, патриотизм, дружба между народами,
образцы гражданского поведения.
Структурные
изменения системы образования
В последние годы в системе образования
Астраханской области наметились и происходят
важные структурные изменения. В общем
образовании появились и набирают силу новые типы
учебных заведений: детские сады-школы и
учреждения дополнительного образования; лицеи,
гимназии, школа одаренных детей,
российско-турецкий лицей. В профессиональном
образовании идет перепрофилирование, изменение
статуса, появление учебных заведений
негосударственной формы собственности.
Открываются колледжи, академии, университеты,
филиалы крупных престижных вузов России. В
государственных и негосударственных учебных
заведениях растет доля приема на возмездной
основе. Появляются программы дополнительного
профессионального образования.
Проделанная работа позволяет
определить перспективы и темпы реформирования
структуры образования:
- создание условий для получения качественного
образования населением Астраханской области в
учебных заведениях города и области, центральных
вузах страны, за рубежом;
- оптимизация размещения учебных заведений всех
уровней и ступеней на территории области,
разнообразие предложенных образовательных
программ, специальностей и специализаций,
дифференциация и диверсификация образования;
- выявление перспективных направлений
образования на основе программирования и
планирования развития рынка, перепрофилирование
и создание новых видов образования и типов
учебных заведений, отвечающих потребностям
экономики, социальной сферы, образовательным
запросам астраханцев;
- ориентация системы образования на
удовлетворение спроса со стороны личности,
различных социальных, профессиональных,
этнических групп населения;
- развитие сети дополнительного образования и
коммерциализация дополнительного
профессионального образования. Развитие
внутрифирменной подготовки и переподготовки
специалистов;
- внедрение модульной структуры образовательных
программ, позволяющих получать образование по
частям, чередуя очное образование с работой и
дистантным образованием и выходить на получение
сертификата в течение длительного времени.
Обновление содержания образования
Переход с обучения по единым
государственным планам на образовательные
программы, основой которых являются
государственные стандарты, позволяет регионам и
учебным заведениям самостоятельно изменять
содержание образования, разнообразить
специальности и специализации в соответствии с
рыночными условиями.
Повышение качества образовательных
услуг, адаптивность образования к рыночному
спросу предполагает:
- реальное уменьшение учебной нагрузки
школьников и студентов, учителей и
преподавателей с учетом самостоятельной работы
до нормативов, установленных госстандартами и
КЗоТ;
- повышение фундаментальности начального, общего
среднего и базового высшего профессионального
образования;
- гуманитаризацию, гуманизацию технического и
естественнонаучного образования, интеграцию,
диверсификацию программ технического,
естественнонаучного и гуманитарного
образования;
- совершенствование обучения в сельской
малокомплектной и национальной школах путем
улучшения кадрового и учебно-методического
обеспечения;
- поэтапную компьютеризацию всех уровней и
ступеней образования, обеспечение учебных
заведений вычислительной техникой и
программами;
- внедрение образовательных технологий и
траекторий индивидуального обучения, в том
числе:
в начальном образовании -
использование различных по срокам и методам
вариантов обучения с учетом психофизических
особенностей и здоровья детей;
в среднем полном образовании -
установление траекторий поступления в
профессиональные учебные заведения через
подготовительные классы, продвинутые программы
с учетом академических успехов школьников и
рекомендаций учителей;
в среднем и высшем профессиональном
образовании - обучение по индивидуальным учебным
планам и траекториям через выбор курсов и
специализаций;
- постепенный переход массовой школы на изучение
английского языка с младших классов,
стимулирование изучения второго языка стран,
установивших прочные экономические и культурные
отношения с Астраханской областью;
- интеграцию содержания образования в средних и
высших профессиональных учреждениях, углубление
их организационных связей посредством признания
и взаимозачетов академической успеваемости;
- укрепление связи образования с производством
через развитие системы стажировок и практики
студентов, создание гуманитарных и
естественнонаучных центров,
научно-образовательных производственных
комплексов, технопарков и техноцентров,
превращение региона в технополис;
- создание крупных многопрофильных колледжей,
реализующих программы общего, начального
профессионального, среднего и продвинутого
профессионального образования.
Улучшение воспитательной работы и
здоровья детей
В настоящее время не разработана
теория воспитательной работы, соответствующая
этапу реформирования общества, тенденциям
становления демократического гражданского
общества, формированию свободной личности.
Обновление воспитательной работы должно
способствовать формированию общечеловеческих
ценностей, национальной гордости и образцов
гражданского поведения. Важнейшей задачей школы
и общества должно стать укрепление здоровья
детей и обеспечение их правильного и
полноценного питания. В этих целях необходимо
обеспечить:
- подготовку специальных кадров по
воспитательной работе (психологов, социальных
педагогов, классных воспитателей) и
переподготовку действующего педперсонала;
- разработку и внедрение новой модели
демократического уклада жизнедеятельности
учебных заведений, соответствующей модели
гражданского общества;
- совершенствование сети внешкольных и
оздоровительных учреждений, укрепление
материальной базы и улучшение их финансирования;
- введение региональных нормативов питания детей
начальной школы и обеспечение их выполнения ;
- создание службы психоаналитической помощи и
бытовой детской реабилитации в крупных школах и
межшкольных объединениях;
- введение общественной экспертизы проектов
строящихся и действующих микрорайонов,
предусматривающей пропорциональное создание
детских рекреаций для занятий спортом, повышение
ответственности руководителей учебных
заведений, руководителей государственных служб
за поддержание и развитие спортивно-
оздоровительной базы.
- гарантий участников
образования
В целях совершенствования экономики
образования и приведения ее в соответствие с
социально-экономическими реалиями в стране и
регионе, формирования рынка образовательных
услуг необходимо:
- разработать региональные, реально обеспеченные
нормативы финансирования содержания и развития
деятельности образовательных учреждений
Астраханской области;
- внедрить механизм многоканального
финансирования каждого учебного заведения,
включающий в себя следующие основные источники:
федеральное и региональное финансирование,
плата за обучение, доходы от аренды
образовательной собственности, реализация
собственной продукции, спонсорские и
попечительские средства;
- передать в перспективе в общем образовании
права бюджетополучателя образовательным
учреждениям;
- разработать простую и понятную систему
финансирования учебных заведений по уровням и
источникам финансирования;
- разработать эффективный механизм
налогообложения для местного бизнеса,
способствующий инвестициям в образование;
- развивать адресное финансирование и целевое
кредитование в образовании в следующих
направлениях:
образовательные пособия для сельской
молодежи из отдаленных районов для обучения по
дефицитным и престижным специальностям в
учебных заведениях города Астрахани;
региональные целевые кредиты
студентам, в том числе из малообеспеченных семей,
под государственный региональный заказ;
целевые гранты талантливым учащимся,
студентам, аспирантам, учителям, преподавателям
для учебы за пределами области и за рубежом;
ежегодные гранты студентам,
обучающимся на коммерческой основе, за успехи в
спорте, художественной самодеятельности,
искусстве из региональных фондов развития этой
деятельности;
- создать экономически эффективную систему
дополнительного профессионального образования
и подготовки управленческих кадров, способную
обеспечить непрерывный профессиональный рост
квалифицированных специалистов;
- стимулировать создание рабочих мест для
вторичной занятости учащихся с неполной рабочей
неделей;
- создать систему обслуживания материальной,
учебной, научной базы образовательных
учреждений;
- развивать экспорт образования за пределы
области, стимулировать учебные заведения в
создании условий для обучения учащихся и
студентов из других регионов России и других
стран, особенно Востока и прикаспийского
региона.
Кадровое
и научное обеспечение развития регионального
образования
Кадровое обеспечение
совершенствования образования предполагает
изменение работы по повышению квалификации,
аттестации и подготовке новых специалистов,
усиление научной работы. Повышение квалификации
выполняет две основные функции - обновление
содержания образования и обеспечение
профессионального роста работников. В этих целях
необходимо:
- разработать механизм обновления содержания и
методов преподавания учебных дисциплин,
включающих в себя изучение учителями и
преподавателями современных достижений науки,
образования и передового опыта;
- ввести систему карьерного образования
(получение дополнительной специальности,
обучение в магистратуре, аспирантуре,
докторантуре), увязывающую должностные
перемещения учителей, преподавателей, оплату их
труда с уровнем полученного образования;
- разработать критерии аттестации кадров,
способствующие профессиональному росту и
выстраиванию школьной карьеры работников
образования;
- перенести центр профессионального конкурсного
отбора по педагогическим специальностям с
довузовского на вузовский и послевузовский
уровни (вторая ступень высшего образования,
практики, стажировки бакалавра);
- разработать модель прогнозирования,
планирования и целевой подготовки
педагогических кадров по специальностям и
специализациям с реальной привязкой студентов
старших курсов к вакансиям в учебных заведениях
и других учреждениях социальной сферы;
- привести тематику научных исследований в
образовании в соответствие с Федеральной
программой социально-экономического развития
Астраханской области до 2000 года. Продолжить
практику финансирования научных исследований
через систему грантов. Обеспечить доступ
преподавателям к системе ИНТЕРНЕТ;
- разработать и издать учебную литературу,
обеспечивающую реализацию региональных
компонентов образовательных программ.
Разработать модель интеграции и повышения
эффективности работы учреждений образования
различных уровней и типов;
- развивать научные исследования и разработки по
экономике образования, управлению образованием,
образовательной статистике, рациональному
размещению сети учреждений образования,
образовательному праву, экономическому и
образовательному прогнозированию и
планированию.
Участие в международной
деятельности
Астраханская область является
важнейшим геополитическим центром и южным
форпостом России. Интенсивное развитие
международных связей региона диктует их
активизацию и в образовательной сфере. В
последние годы большое количество школьников и
студентов Астрахани выигрывают международные
гранты на учебу за рубежом. Установилась
практика проведения международных конференций.
На базе АГТУ создана Ассоциация университетов
прикаспийских государств. Дальнейшее
совершенствование международной деятельности в
сфере образования предполагает:
- стимулирование и оказание поддержки со стороны
региональных лидеров и бизнеса образовательным
заведениям в установлении и развитии
международных контактов и обмене учащимися,
студентами, учителями и преподавателями;
- открытие школ с углубленным изучением
английского, французского, немецкого и восточных
языков;
- создание условий для привлечения и обучения
иностранных студентов из восточных стран и стран
прикаспийского региона;
- приглашение специалистов для внедрения новых
образовательных программ, передовых
специальностей и специализаций;
- создание центра по изучению и распространению
русского языка, российской культуры;
- развитие научных контактов, проведение
международных конференций в Астрахани;
- установление контактов и связей с
международными образовательными организациями,
ассоциациями и открытие их представительств в
Астрахани.
Совершенствование
управления и правового регулирования
В образовании
осуществляется переход от централизованного
управления к государственно-общественному
регулированию, демократизации, децентрализации.
Усиливается региональная и муниципальная
составляющие управления. Создан единый орган
управления образованием, функционируют
общественные и профессиональные ассоциации. Для
эффективной реализации данной концепции
необходимо:
- включить в состав учредителей учебных
заведений основных заказчиков, органы
региональной и муниципальной власти;
- инициировать создание общественных структур
управления в образовании (движения, объединения,
ассоциации, советы по образованию);
- разработать долгосрочные и среднесрочные
программы развития регионального и
муниципального образования и их нормативно-
правовое и финансовое обеспечение;
- создать единую региональную систему оценки и
контроля качества образования на основе
государственного тестирования;
- внедрить правовой механизм общественного
регулирования сферы образования, создать службу
государственно-общественного лицензирования,
аккредитации учреждений и аттестации
педагогических кадров;
- принять пакет основных нормативных документов,
регулирующих правовые отношения в сфере
образования, развивать региональное
законодательство;
- внести изменения в региональные нормативные
документы, регулирующие отношения в сфере
образования, в соответствии с данной концепцией.
Ожидаемый
результат
Приведение
структуры образования и номенклатуры
специальностей в соответствие с профилем
регионального рынка труда.
Создание новых
организационно-экономических механизмов
развития системы образования в рыночных
условиях, гарантирующих конституционное право
на равное получение государственного
образования астраханцев и право на выбор
индивидуальных траекторий образования в
соответствии с их предпочтениями, возможностями,
в том числе и через платное обучение.
Создание условий для дальнейшего
совершенствования и углубления
фундаментального образования, усиление
правовой, экономической и экологической
подготовки.
Улучшение материальной базы
образовательных учреждений, обеспечение
повышения квалификации учителей и
преподавателей, развитие информационных
ресурсов в образовании, обновление содержания и
технологий образования, гарантирующих
качественное и конкурентное образование на
внутреннем, внешнем и международном рынках труда
выпускникам астраханских учебных заведений.
Создание эффективной системы
непрерывного образования, обеспечивающего
переподготовку высвобождающейся рабочей силы и
занятость населения.
|