в Астраханской области
 
1. Основные проблемы развития образования.
2. Задачи по стабилизации деятельности образовательных учреждений
    Астраханской области
3. Структурные изменения системы образования
4. Обновление содержания образования
5. Улучшение воспитательной работы и здоровья детей
6. Совершенствование экономических отношений и социальных
     гарантий участников образования
7. Кадровое и научное обеспечение развития регионального образования
8. Участие в международной деятельности
9. Совершенствование управления и правового регулирования
10.Ожидаемый результат

(принята постановлением Главы Администрации области от 15.06.1998 года № 241 “О концепции развития образования в Астраханской области”)

Концепция развития образования в Астраханской области (далее - концепция) является теоретическим документом, описывающим стратегию, основные направления, задачи и цели совершенствования деятельности учебных заведений, входящих в образовательную систему региона, и позволяющим получить намеченные результаты.

Основные проблемы развития образования

В общем образовании:

  • неопределенность целей и приоритетов образования и воспитания;
  • недостаток средств на поддержание и развитие учебного процесса, особенно в сельской школе;
  • низкая оплата труда работников образования и нерегулярность выплат;
  • перегруженность учебной недели;
  • устаревшее содержание образования;
  • отсутствие условий для дифференцированного обучения в массовой школе;
  • недостаточные школьные знания по экономике и праву, экологии, основам безопасности жизнедеятельности;
  • отсутствие доступа молодежи к современным каналам информации.

В профессиональном образовании:

  • несоответствие направлений профессиональной подготовки потребностям экономики и социальной сферы, спросу населения;
  • преобладание отраслевого характера структуры образования, ориентированного на государственные предприятия и производственные сферы экономики;
  • высокая доля учебных заведений федеральной собственности;
  • не заинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблем профессионального образования;
  • несбалансированность структур начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, их несоответствие научно-техническому прогрессу;
  • отсутствие разнообразия специальностей и специализаций, слабая ориентация на новые рынки труда в соответствии с развитием региона (сфера услуг, торговля, бизнес, фермерство, международные связи, международный и российский туризм, международный и российский транспорт);
  • экономическая неэффективность системы профессионального образования (слабая интеграция учебных заведений различных ступеней образования, дублирование образовательных программ).
Астраханской области

За счет финансирования из средств консолидированного бюджета обеспечить нормативное содержание образовательного процесса в учебных заведениях.

Установить региональные надбавки работникам образования, доведя их до средней оплаты труда в сфере материального производства.

Установить региональные надбавки к пенсиям работникам образования - до 75% от совокупной зарплаты за последние три года работы.

Восстановить полноценную работу системы повышения квалификации учителей, преподавателей, предусматривающую их переподготовку один раз в пять лет.

Восстановить материальную базу, лучшие формы и методы воспитательной работы российской школы, способствующие развитию таких личностных качеств детей, как общечеловеческие ценности, патриотизм, дружба между народами, образцы гражданского поведения.

Структурные изменения системы образования

В последние годы в системе образования Астраханской области наметились и происходят важные структурные изменения. В общем образовании появились и набирают силу новые типы учебных заведений: детские сады-школы и учреждения дополнительного образования; лицеи, гимназии, школа одаренных детей, российско-турецкий лицей. В профессиональном образовании идет перепрофилирование, изменение статуса, появление учебных заведений негосударственной формы собственности. Открываются колледжи, академии, университеты, филиалы крупных престижных вузов России. В государственных и негосударственных учебных заведениях растет доля приема на возмездной основе. Появляются программы дополнительного профессионального образования.

Проделанная работа позволяет определить перспективы и темпы реформирования структуры образования:

  • создание условий для получения качественного образования населением Астраханской области в учебных заведениях города и области, центральных вузах страны, за рубежом;
  • оптимизация размещения учебных заведений всех уровней и ступеней на территории области, разнообразие предложенных образовательных программ, специальностей и специализаций, дифференциация и диверсификация образования;
  • выявление перспективных направлений образования на основе программирования и планирования развития рынка, перепрофилирование и создание новых видов образования и типов учебных заведений, отвечающих потребностям экономики, социальной сферы, образовательным запросам астраханцев;
  • ориентация системы образования на удовлетворение спроса со стороны личности, различных социальных, профессиональных, этнических групп населения;
  • развитие сети дополнительного образования и коммерциализация дополнительного профессионального образования. Развитие внутрифирменной подготовки и переподготовки специалистов;
  • внедрение модульной структуры образовательных программ, позволяющих получать образование по частям, чередуя очное образование с работой и дистантным образованием и выходить на получение сертификата в течение длительного времени.

Обновление содержания образования

Переход с обучения по единым государственным планам на образовательные программы, основой которых являются государственные стандарты, позволяет регионам и учебным заведениям самостоятельно изменять содержание образования, разнообразить специальности и специализации в соответствии с рыночными условиями.

Повышение качества образовательных услуг, адаптивность образования к рыночному спросу предполагает:

  • реальное уменьшение учебной нагрузки школьников и студентов, учителей и преподавателей с учетом самостоятельной работы до нормативов, установленных госстандартами и КЗоТ;
  • повышение фундаментальности начального, общего среднего и базового высшего профессионального образования;
  • гуманитаризацию, гуманизацию технического и естественнонаучного образования, интеграцию, диверсификацию программ технического, естественнонаучного и гуманитарного образования;
  • совершенствование обучения в сельской малокомплектной и национальной школах путем улучшения кадрового и учебно-методического обеспечения;
  • поэтапную компьютеризацию всех уровней и ступеней образования, обеспечение учебных заведений вычислительной техникой и программами;
  • внедрение образовательных технологий и траекторий индивидуального обучения, в том числе:

в начальном образовании - использование различных по срокам и методам вариантов обучения с учетом психофизических особенностей и здоровья детей;

в среднем полном образовании - установление траекторий поступления в профессиональные учебные заведения через подготовительные классы, продвинутые программы с учетом академических успехов школьников и рекомендаций учителей;

в среднем и высшем профессиональном образовании - обучение по индивидуальным учебным планам и траекториям через выбор курсов и специализаций;

  • постепенный переход массовой школы на изучение английского языка с младших классов, стимулирование изучения второго языка стран, установивших прочные экономические и культурные отношения с Астраханской областью;
  • интеграцию содержания образования в средних и высших профессиональных учреждениях, углубление их организационных связей посредством признания и взаимозачетов академической успеваемости;
  • укрепление связи образования с производством через развитие системы стажировок и практики студентов, создание гуманитарных и естественнонаучных центров, научно-образовательных производственных комплексов, технопарков и техноцентров, превращение региона в технополис;
  • создание крупных многопрофильных колледжей, реализующих программы общего, начального профессионального, среднего и продвинутого профессионального образования.

Улучшение воспитательной работы и здоровья детей

В настоящее время не разработана теория воспитательной работы, соответствующая этапу реформирования общества, тенденциям становления демократического гражданского общества, формированию свободной личности. Обновление воспитательной работы должно способствовать формированию общечеловеческих ценностей, национальной гордости и образцов гражданского поведения. Важнейшей задачей школы и общества должно стать укрепление здоровья детей и обеспечение их правильного и полноценного питания. В этих целях необходимо обеспечить:

  • подготовку специальных кадров по воспитательной работе (психологов, социальных педагогов, классных воспитателей) и переподготовку действующего педперсонала;
  • разработку и внедрение новой модели демократического уклада жизнедеятельности учебных заведений, соответствующей модели гражданского общества;
  • совершенствование сети внешкольных и оздоровительных учреждений, укрепление материальной базы и улучшение их финансирования;
  • введение региональных нормативов питания детей начальной школы и обеспечение их выполнения ;
  • создание службы психоаналитической помощи и бытовой детской реабилитации в крупных школах и межшкольных объединениях;
  • введение общественной экспертизы проектов строящихся и действующих микрорайонов, предусматривающей пропорциональное создание детских рекреаций для занятий спортом, повышение ответственности руководителей учебных заведений, руководителей государственных служб за поддержание и развитие спортивно- оздоровительной базы.
гарантий участников образования

В целях совершенствования экономики образования и приведения ее в соответствие с социально-экономическими реалиями в стране и регионе, формирования рынка образовательных услуг необходимо:

  • разработать региональные, реально обеспеченные нормативы финансирования содержания и развития деятельности образовательных учреждений Астраханской области;
  • внедрить механизм многоканального финансирования каждого учебного заведения, включающий в себя следующие основные источники: федеральное и региональное финансирование, плата за обучение, доходы от аренды образовательной собственности, реализация собственной продукции, спонсорские и попечительские средства;
  • передать в перспективе в общем образовании права бюджетополучателя образовательным учреждениям;
  • разработать простую и понятную систему финансирования учебных заведений по уровням и источникам финансирования;
  • разработать эффективный механизм налогообложения для местного бизнеса, способствующий инвестициям в образование;
  • развивать адресное финансирование и целевое кредитование в образовании в следующих направлениях:

образовательные пособия для сельской молодежи из отдаленных районов для обучения по дефицитным и престижным специальностям в учебных заведениях города Астрахани;

региональные целевые кредиты студентам, в том числе из малообеспеченных семей, под государственный региональный заказ;

целевые гранты талантливым учащимся, студентам, аспирантам, учителям, преподавателям для учебы за пределами области и за рубежом;

ежегодные гранты студентам, обучающимся на коммерческой основе, за успехи в спорте, художественной самодеятельности, искусстве из региональных фондов развития этой деятельности;

  • создать экономически эффективную систему дополнительного профессионального образования и подготовки управленческих кадров, способную обеспечить непрерывный профессиональный рост квалифицированных специалистов;
  • стимулировать создание рабочих мест для вторичной занятости учащихся с неполной рабочей неделей;
  • создать систему обслуживания материальной, учебной, научной базы образовательных учреждений;
  • развивать экспорт образования за пределы области, стимулировать учебные заведения в создании условий для обучения учащихся и студентов из других регионов России и других стран, особенно Востока и прикаспийского региона.

Кадровое и научное обеспечение развития регионального образования

Кадровое обеспечение совершенствования образования предполагает изменение работы по повышению квалификации, аттестации и подготовке новых специалистов, усиление научной работы. Повышение квалификации выполняет две основные функции - обновление содержания образования и обеспечение профессионального роста работников. В этих целях необходимо:

  • разработать механизм обновления содержания и методов преподавания учебных дисциплин, включающих в себя изучение учителями и преподавателями современных достижений науки, образования и передового опыта;
  • ввести систему карьерного образования (получение дополнительной специальности, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре), увязывающую должностные перемещения учителей, преподавателей, оплату их труда с уровнем полученного образования;
  • разработать критерии аттестации кадров, способствующие профессиональному росту и выстраиванию школьной карьеры работников образования;
  • перенести центр профессионального конкурсного отбора по педагогическим специальностям с довузовского на вузовский и послевузовский уровни (вторая ступень высшего образования, практики, стажировки бакалавра);
  • разработать модель прогнозирования, планирования и целевой подготовки педагогических кадров по специальностям и специализациям с реальной привязкой студентов старших курсов к вакансиям в учебных заведениях и других учреждениях социальной сферы;
  • привести тематику научных исследований в образовании в соответствие с Федеральной программой социально-экономического развития Астраханской области до 2000 года. Продолжить практику финансирования научных исследований через систему грантов. Обеспечить доступ преподавателям к системе ИНТЕРНЕТ;
  • разработать и издать учебную литературу, обеспечивающую реализацию региональных компонентов образовательных программ. Разработать модель интеграции и повышения эффективности работы учреждений образования различных уровней и типов;
  • развивать научные исследования и разработки по экономике образования, управлению образованием, образовательной статистике, рациональному размещению сети учреждений образования, образовательному праву, экономическому и образовательному прогнозированию и планированию.

Участие в международной деятельности

Астраханская область является важнейшим геополитическим центром и южным форпостом России. Интенсивное развитие международных связей региона диктует их активизацию и в образовательной сфере. В последние годы большое количество школьников и студентов Астрахани выигрывают международные гранты на учебу за рубежом. Установилась практика проведения международных конференций. На базе АГТУ создана Ассоциация университетов прикаспийских государств. Дальнейшее совершенствование международной деятельности в сфере образования предполагает:

  • стимулирование и оказание поддержки со стороны региональных лидеров и бизнеса образовательным заведениям в установлении и развитии международных контактов и обмене учащимися, студентами, учителями и преподавателями;
  • открытие школ с углубленным изучением английского, французского, немецкого и восточных языков;
  • создание условий для привлечения и обучения иностранных студентов из восточных стран и стран прикаспийского региона;
  • приглашение специалистов для внедрения новых образовательных программ, передовых специальностей и специализаций;
  • создание центра по изучению и распространению русского языка, российской культуры;
  • развитие научных контактов, проведение международных конференций в Астрахани;
  • установление контактов и связей с международными образовательными организациями, ассоциациями и открытие их представительств в Астрахани.

Совершенствование управления и правового регулирования

В образовании осуществляется переход от централизованного управления к государственно-общественному регулированию, демократизации, децентрализации. Усиливается региональная и муниципальная составляющие управления. Создан единый орган управления образованием, функционируют общественные и профессиональные ассоциации. Для эффективной реализации данной концепции необходимо:

  • включить в состав учредителей учебных заведений основных заказчиков, органы региональной и муниципальной власти;
  • инициировать создание общественных структур управления в образовании (движения, объединения, ассоциации, советы по образованию);
  • разработать долгосрочные и среднесрочные программы развития регионального и муниципального образования и их нормативно- правовое и финансовое обеспечение;
  • создать единую региональную систему оценки и контроля качества образования на основе государственного тестирования;
  • внедрить правовой механизм общественного регулирования сферы образования, создать службу государственно-общественного лицензирования, аккредитации учреждений и аттестации педагогических кадров;
  • принять пакет основных нормативных документов, регулирующих правовые отношения в сфере образования, развивать региональное законодательство;
  • внести изменения в региональные нормативные документы, регулирующие отношения в сфере образования, в соответствии с данной концепцией.

Ожидаемый результат

Приведение структуры образования и номенклатуры специальностей в соответствие с профилем регионального рынка труда.

Создание новых организационно-экономических механизмов развития системы образования в рыночных условиях, гарантирующих конституционное право на равное получение государственного образования астраханцев и право на выбор индивидуальных траекторий образования в соответствии с их предпочтениями, возможностями, в том числе и через платное обучение.

Создание условий для дальнейшего совершенствования и углубления фундаментального образования, усиление правовой, экономической и экологической подготовки.

Улучшение материальной базы образовательных учреждений, обеспечение повышения квалификации учителей и преподавателей, развитие информационных ресурсов в образовании, обновление содержания и технологий образования, гарантирующих качественное и конкурентное образование на внутреннем, внешнем и международном рынках труда выпускникам астраханских учебных заведений.

Создание эффективной системы непрерывного образования, обеспечивающего переподготовку высвобождающейся рабочей силы и занятость населения.